Публикации
Что такое ромофобия?
За время работы нашего Благотворительного фонда «Развитие» и Мукачевского городского совета в совместном проекте «Усиление правовых возможностей бедных слоев населения и ромского населения в г.Мукачево», который имплементируется в нашем городе при финансовой поддержке МФ «Возрождение», мы неоднократно сталкивались с проявлениями дискриминации и предвзятого отношения жителей города к ромскому населению. Такое пренебрежение было не всегда обоснованно и, как правило, было вызвано стереотипным отношением к ромам.
Мы решили понять и глубже изучить природу такого отношения к ромам и начали проводить исследования в виде интервью, мониторингов и обычного общения с жителями города Мукачево.
Результатом исследования стала констатация такого явления, как «Ромофобия». Мы впервые начали более детально описывать это явление на страницах википедии. Представляем вашему вниманию текст переведенный на русский язык.
Что такое ромофобия?
Ромофобия – острая форма социальной антипатии в отношении представителей ромской народности. Проявления неприятия, страха, агрессии, осуждения относительно ромов. Осуждение их образа жизни, социального поведения. Попытки избегания встреч, общения, физического и социального контакта с ромами, независимо от их возраста, пола, социального статуса, внешнего вида, образования и рода занятий.
Ромофобия, как дискриминационное явление
Ромофобия является специфическим и особым проявлением ксенофобии. Характеризируется и выражается в обществе большинством признаков, присущих ксенофобии только (или особенно) в отношении людей ромской народности.
Явление «ромофобия» возникло в социуме в последние несколько десятилетий. Особенно развилось и претерпело явных проявлений на практике в годы независимости Украины. Возникновение ромофобии характерно для микросоциумов, которые в силу исторических, общественных и других причин контактируют с ромами в местах их компактного проживания. Такими являются города и села Украины, где ромы проживают, преимущественно, таборами. Обычно – на окраинах городов или сел. Особенно ярко выражено явление «ромофобия» на Закарпатье. По официальной переписи, в Закарпатье проживает 14000 ромов. По утверждению социологов, их более 45 тысяч. Это треть всех ромов Украины. И проживают они на территории одной из самых маленьких областей в Украине.
124 поселка – такое количество населенных пунктов в Закарпатской области, в которых компактными группами проживают этнические ромы. Преимущественно, это стационарные табора, расположенные в пригородах и поселках. Чем больше ромский табор – тем легче его жителям вести свой быт и выживать, как, например, в полностью ромском селе Собатин, Иршавского района. Ромские табора расположены вблизи или в черте городов Ужгород, Мукачево, Берегово, а также в поселках большинства закарпатских сел низменных районов: Ужгородского, Виноградовского, Береговского, Мукачевского, Иршавского.
Через стереотипы многие граждане Украины разных национальностей склонны считать, что ромы умеют только воровать, гадать, попрошайничать, петь и танцевать. Но эти стереотипы являются только вершиной айсберга под названием «ромофобия». Проблема гораздо глубже, и ее основы были заложены еще в процессе воспитания детей неромских национальностей. Именно здесь закладываются кирпичи фундамента, на котором базируется неприятие ромов в различных его формах. В то же время, вот уже более тысячи лет представители этой народности сохраняют свой язык, культуру и традиции. А ученые до сих пор не могут понять как, несмотря на кочевой образ жизни, ромскому народу удалось сохранить национальную самобытность. Музыкальное искусство ромов, особенно исполнение народных песен, широко известно во всем мире. Именно эта сторона народного творчества принесла ромам всемирную славу.
Изображение ромов в фольклоре
Ромы фигурируют еще в древних сказках, песнях и формах народного устного творчества в качестве отрицательного персонажа. Об этом свидетельствуют и названия сказок.
• Как цыган учил хозяйского пса сливы есть;
• О цыгане и черте
Как видим, ром здесь отождествляется с нечистой силой, выглядит ее компаньоном. В других названиях ром противопоставляется персонажу неромской национальности, даже человеку: «Цыган и человек» (Украинская народная сказка).
Если заглянуть в сюжеты этих сказок, то увидим, что ром здесь выглядит как крайне негативный, или, по крайней мере, комический персонаж. В других сказках ромы наделяются необычайной силой приручать диких животных, или разбираться с нечистой силой.
— Как медведь отгонял мух от цыгана.
Часто им приписывают знание магии, гадания или владение сверхъестественными способностями.
Стоит вспомнить также народные поговорки – «Грязный как цыган», «Хитрый как цыган». Детей, пойманных на употреблении ругательств или иной табуированной лексики, часто упрекают: «говоришь как цыган». Или, например, неряшливой девушке часто говорят: «ты такая как цыганка».
Подобных примеров в фольклоре, быту, ежедневной лексике сотни и тысячи и нет возможности их все привести здесь. Приведенных же примеров достаточно, чтобы убедиться – корни неприятия ромов имеют глубокие исторические корни. Именно из этих корней выросла большая социальная проблема, которая принесла свои плоды в настоящем.
Народность или каста неприкасаемых?
Их корни уходят в Индию, и сегодня представители этой народности проживают во многих странах мира – в Европе, Ближнем и Дальнем Востоке, Северной Африке и в странах обеих Америк. В Украине о них впервые упомянули в начале 15 века, а их первые поселения были в Ужгороде, в Бессарабии и в Крыму. В те времена им был запрещен даже вход в город. Ромы таборовались на окраинах городов. Только отдельные люди решались с ними иметь дела: как правило, давали какую-то неблагодарную работу, или вели нехитрую торговлю… И все время следили, чтобы цыган или цыганка не «оставили» их в дураках или обокрали.
Это клеймо осталось на ромах до сегодняшнего дня. Как будто на людей из касты неприкасаемых, на них смотрят везде на Закарпатье, и в Украине в целом. Цыганами нередко пугают непослушных детей «порядочные» мамы, не понимая, что этим они только подбрасывают дров в многолетнюю вражду и неприятия ромов. Учитывая выше сказанное, целесообразно утверждать, что «ромофобия» является видом агрессивного неприятия, неприязни и ненависти к ромскому населению, как к объекту своего страха. Это именно то, что чувствуют люди по отношению к ромам, которые живут среди нас. Как результат своего иррационального страха, воспитанного многими факторами – от фольклора, и до выпусков новостей, где участие лиц ромской народности подчеркивается особым образом, люди начинают ненавидеть ромов и пытаясь избавиться от своего страха, они начинают избавляться от самих цыган. Избегать их, бояться, отдаляться, стараться не контактировать, а при вынужденном контакте вести себя агрессивно.
Как и в любой другой неприятной ситуации, все борются с последствиями, а не ищут причины.
Как отмечают работники Благотворительного фонда «Развитие», «статус ромского населения в Украине, как меньшинства, ничем не отличается от статуса представителей других национальных меньшинств, проживающих на территории Украины и в частности на Закарпатье. Ни один законодательный или нормативный акт не содержит ограничений для ромов или их фундаментальных прав: на жизнь, физическое и психическое здоровье, свободное перемещение, семейную и частную жизнь, образование, труд и социальную защиту, а также – право избирать и быть избранными. Ромы обладают такими же правами и свободами, которыми обладают все национальные меньшинства, и это гарантируется законодательством Украины».
Последствия «Ромофобии»
Социальная и правовая изоляция ромского населения вызвана незнанием, непониманием и, как следствие, ограниченностью в использовании своих правовых возможностей. Отсутствие доступа к информации о своих правах, в нормальной функционирующей системе правосудия, а также в надлежащей правовой помощи, привело к невозможности ромского населения улучшить свои жизненные условия. Кроме того, ромское население не имеет реальной собственности, не знает, как правильно узаконить эту собственность и как распоряжаться своим имуществом.
На сегодняшний день, проблема социально-правовой защиты ромского населения является наиболее важной. Из-за критически низкого уровня образования и информированности, ромское население полностью дезинтегрировано от нормальной жизни. Подавляющее большинство ромов является неграмотным или имеют начальный уровень образования. Согласно статистике, сегодня начальное образование получают только 20-30% детей-ромов, а большая часть вообще не заканчивает школу. Что касается высшего образования – его получают единицы. Без элементарных документов дети не могут идти в детские сады и школы, а без паспортов, взрослые люди не могу устроиться на работу. Большинство ромов не разбираются в том, как и где обновить свои жизненно необходимые документы, поэтому остаются полностью в замкнутом круге.
Как показывают исследования социологов, проведенные в рамках проекта «Региональная толерантность, ксенофобия и права человека в 2012 году», проведенного «Киевским международным институтом социологии (КМИС)» по заказу «Института прав человека, противодействия экстремизму и ксенофобии (IHRPEX) «, латентная ксенофобская установка в украинском обществе присутствует в отношении многих народов. Впрочем, как показали данные соцопроса, большая социальная дистанция наблюдается в отношении представителей ромской национальности, чернокожих, азиатов и арабов. Именно к этим группам существует латентная ксенофобская установка. При этом, большинство украинцев категорически осуждает расовую, этническую и национальную дискриминацию, как инструмент в руках политиков. 65% опрошенных считают, что политики должны нести ответственность за дискриминационные высказывания. 24,9% считают, что дискриминационные высказывания недопустимы, но не должны наказываться. 4,3% считают, что рядовые граждане имеют право на подобные высказывания, а политики нет. 5,8% респондентов считают дискриминационные высказывания одним из проявлений свободы слова.
Социологи же характеризуют межэтнические, межрасовые и межнациональные отношения в украинском обществе как умеренно отчужденными. Исследование Киевского международного института социологии за 1994-2010 годы включительно, свидетельствует также о негативной динамике отчужденного отношения украинцев к ромам в последние несколько лет. Социологи сообщают, что уровень ксенофобии в Украине постоянно рос с 1994 до 2008 года, но в 2009 и 2010 году наметились признаки некоторой стабилизации ситуации (уровень ксенофобии даже несколько снизился). Одновременно в КМИС отметили, что есть такие национальные группы, к которым отношение украинцев менялось более резко. Например, очень нестабильно и постепенно ухудшается отношение к ромам и афроамериканцам. Ухудшается также отношение к евреям – самый низкий уровень толерантности к этой этнической группе наблюдался в 2007 году.
Хотим выразить огромную благодарность за помощь и проделанную работу в структурировании и описании понятия «Ромофобия»: Александру Поповичу, Наталье Козырь, Мирославе Пилипчинец, Ирине Лисничке, которые берут самое активное участие в этой работе.
Автор: Олег Григорьев