Публикации
Королева ромской музыки: Эсма Реджепова
Она поет с силой света, мудростью мудреца, голосом ангела и нежностью любящей матери. Она Эсма, мирового класса певица и культурный символ, который несет факел для своего народа, где бы она ни шла. Она поет для президентов и крестьян отдаваясь каждой клеточкой своего тела и души. Она всколыхивает тысячные павильоны знакомя их с ромской музыкой.
На протяжении более 50 лет, Реджепова процветает в качестве певицы, несмотря на политические потрясения и предубеждение против ромов. Она поет о культуре ромов разочарованиях в жизни и особенно о неразделенной любви. В одной из песен она поет о том, что так сильно волнует не одно поколение ромов: «Красивая девушка, не уходи впереди меня, вернись ко мне, посмотри на меня, и когда увидишь попытайся полюбить меня»
В 1976 году она и ее муж Стево были точно коронованные «Королева и король Ромской Музыки» на Первом Всемирном фестивале ромсокй музыки и песен в городе Чандигарх, Индия. Этот титул является бесспорным и остается таким по сей день. Она обладательница 7 других наград, и есть актрисой в 6 фильмах.
На Фестивале «Ромский опыт» в Москве в 2000 году она была объявлена лауреатом и ромской Певицей века. В 2013 году она представляла Македонию на конкурсе Евровидение. Эсма пела для многих глав государств и гастролировала в течение более четырех десятилетий, где дала более 8000 концертов в более чем 30 странах. Она является почетным президентом македонского Красного Креста. В 2002 году Эсма была назначена послом ООН по делам беженцев в Македонии, и была номинирована второй раз на Нобелевскую премию мира. В 2010 году она была награждена македонским орденом Почета, а в 2013 году она была объявлена заслуженной певицей Македонии.
Кто бы мог подумать, что эта девочка из бедной, но почетной семьи поднимется до такой славы? Она расцвела, благодаря заботе ее лидера группы, наставника и позже мужа Стево Теодосиевски (Stevo Teodosievski). Оба этих замечательных исполнителей пришли из разных слоев общества. Стево происходил из семьи обедневших христианских македонцев, и он работал в течение всего своего детства в сфере детского труда, которая должна была бы быть незаконной, но это не так. Его семья не одобряла музыкантов, поэтому он, в ночное время выходил к местной таверне, и занимал самую высокую точку на склоне. Там он играл на воображаемом аккордеоне. Позже он помог продвигать народную музыку своей родной страны и популяризировать песни из разных этнических групп, населяющих землю, в тогдашней Югославии.
Всемирно известный композитор, аранжировщик и педагог, Стево научил четыре поколения музыкантов и составил более 100 песен. И, возможно, то, ради чего мы должны быть очень благодарны, что он был первым исполнителем, который поднял публично ромскую музыку на коммерческий масштаб. Он сделал это с голосом и обаянием девочки, которая выиграла любительский час на Радио Скопье, когда ей было всего четырнадцать. Он думал, что у нее был голос, как «серебряный колокольчик». Наградой за конкурс было 11 млн югославских динар — в то время, зарплата за 4-5 месяца.
Но это было проблемой. Эсма не сказала своей семье о конкурсе, потому что она знала, что ее отец не одобрит. Так что она спрятала призовые деньги в тайной кармане. Ее мать готовила ванну для детей несколько дней позже, и секрет ее дочери открылся. «Она взорвалась сразу, — говорит Эсма. — И когда мой отец пришел домой, она объяснила ему, и он был немного сердит, но я пообещала ему, что если я стану певицей, то только на радио. Я бы никогда не пела в ресторанах или барах или что-то вроде того». В Югославии в 1950-е годы, пение на свадьбах или в барах было в значительной степени единственным вариантом карьеры для ромсикх музыкантов.
Консервативная, но любящая ромская семья Эсмы опасалась мира музыки и негативных воздействий, которые могли бы отразиться на уязвимой молодой девушке. Всегда храбрая, но скромная и иногда застенчивая, Эсма знала, что музыка станет ее новой жизнью. Так или иначе, Стево убедил всю ее семью, что он будет заботиться о ней, как то она была членом его семьи. Вот так эта девочка пошла по дороге, с одним небольшим чемоданом, содержащим одно платье и один cocek костюм (балканский ромский танец, который имеет некоторые восточные движения). Ромофобия, с которой Эсма сталкивалась со слезами, как ребенок, следовала за ней на этом пути, но музыка должна была построить мост, на котором люди, которые понимали, что стереотипы по отношению к ромам можно преодолеть. Она никогда не отрицала ее ромского наследия, как многие другие. Более того, она говорила об этом всему миру с гордостью.
Они поженились через десять лет на дороге. Стево признался: «Как можно не влюбится в прекрасную и жизнерадостную Эсму? Но там было больше … Мы были связаны узами музыки и танца». Стево был требовательным, но справедливым, поскольку он преподавал музыку для Эсмы и всех тех, кто вошел в его жизнь. Он сказал: «Я считаю, что талант это лишь малая часть успеха; тяжелая работа, практика изучение новых форм, и вы пожинаете плоды, которые приносят профессиональное долголетие … Я запечатлел это кредо в душах моих учеников».
Было много ярких моментов в их карьере. Ансамбль Teodosievski выступал по всей Европе, Азии, Малой Азии, Мексике, Австралии, Индии, Канады, бывшего Советского Союза, Ближнего Востока и США. Они обедали с президентами и премьер-министрами, и они сделали пять фильмов. Ансамбль исполняет ромские песни и народную музыку из Македонии, Румынии, Словении, Черногории, Болгарии, Албании, Турции, Греции, Испании и Израиля. В Индии, Эсма искала свои ромские корни и нашла тысячи людей, которые понимали ее тексты ромских песен. В детстве ее учили, что ромы пришли с «далекой земли солнца, земля там, где было много солнца, что оно засмуглило наших предков в глубокий темно-коричневый …». Она нашла эту землю и народ любил ее.
Эсма и Стево в течение своей жизни занимаются благотворительностью. В начале, она и Стево помогали мальчикам, многие из которых были «маленькими, худыми … голодными и отвергнутыми». Многие из них сопровождали их на гастролях. Стево стал их наставником и выступал в качестве «отца», а Эсма была их матерью. Они часто называли ее «мама», и она упивалась в роли. Стево и Эсма продолжали спасать детей от разрушительного расизма, этнической чистки и крайней бедности, которые до сих пор досаждают ромам. Эсма и Стево наконец открыли школу. Там проживали 47 одаренных мальчиков, живших там в течение тридцати лет, и Стево и Эсма усиновалы их всех. В школе «музыка является наиболее важной частью нашей жизни, потому что мы все бедные, и это единственный способ, которым мы можем социализироваться. Таким образом, мы просыпаемся с музыкой, ложимся с музыкой, мы слушаем музыку весь день, и именно так мы сближаемся»
После болезни мужа, Эсма продолжает помогать своим людям. В 1995 году она выступила спонсором Ассоциации женщин ромок «ESMA» в ее родном городе Скопье. Свое объединение она называет «dom» что означает «дом». В «Дом Человечества и Музей музыки» входит школа, поликлиника и место сбора для групп поддержки для ромов. Она активно помогает урегулировать споры среди своих людей. Эсма также помогает в борьбе с расизмом, защищая своих людей публично и в частном порядке.
Недавно она была запечатлена на почтовой марке в связи с ее усилиями, в помощи с размещением ромских беженцев.
Девятнадцать лет назад, Теодосиевськи умер «Существует специальная часть в нашем доме, нашем музее, где будет мемориал. Его аккордеон, мой микрофон; и это будет находиться в одном месте»
Перевод Ирини Миронюк из следующих источников:
1. http://thebestofhabibi.com/volume-17-no-2-fall-1998/esma-redzepova/
2. http://www.npr.org/templates/story/story.php?storyId=125580636
3. http://www.broadwayworld.com/san-francisco/article/Esma-Queen-of-Romani-Song-to-Headline-Herdeljezi-Music-Fest-20160314