Публикации
Ромское хоровое наследие
Ансамбль В. Дальского
Уже в 30-е годы большинство цыганских хоров трансформировались в ансамбли. Это давало возможность большей мобильности и большего заработка.
Во время Великой Отечественной войны большая часть хоров распалась – многие артисты ушли на фронт, а оставшиеся были сформированы в многочисленные концертно-фронтовые бригады, которые регулярно выезжали на передовую и обслуживали наши войска и госпитали. Концертные программы большинства коллективов включали цыганские народные песни, песни патриотического характера, в том числе написанные цыганскими композиторами, пляски, реже – романсы. Фронтовые бригады были многочисленны, но малочисленны по своему составу, что обеспечивало им большую мобильность.
На фронтах выступали почти все известные цыганские исполнители того времени: Л. Чёрная, М. Скворцова, М. Черкасова, Р. Жемчужная, Е. Сорокина, С. Сорокин, артисты театра «Ромэн». А также совсем ещё молодые, начинающие артисты: танцовщицы – сёстры Зина и Валя Ильинские, Николай Жемчужный (в то время ещё Калугин), Белаш Вишневский и многие-многие другие.
Ансамбль А. Копыленко, 1936
После окончания войны уже все цыганские коллективы стали работать как ансамбли. Изначально состав ансамблей по количеству напоминал хоры, но концертная программа, как правило, имела более театрализованный характер, выстроена сценарно и с неизменным в то время патриотическим уклоном.
Ансамбль С. Османова
Как и хоры, цыганские ансамбли имели хоревода – руководителя, как правило, это был опытный и музыкально одарённый артист, чаще гитарист. Многие руководители коллективов и пели, и плясали, и были прекрасными музыкантами.
Коллектив А. Дулькевича
До нас дошли славные имена коллективов: Мустова, Н.Панкова, Е. Орловой, А. Копыленко, В. Дальского, А. Дулькевича, С. Османова, Б. Вишневского. Это были большие коллективы, состав которых иногда доходил до 20 человек и больше. Первоначально ансамбли именовались по фамилии руководителя, чуть позже появились названия – например, «Цыганские напевы» и др. Это произошло потому, что большинство руководителей были пожилыми, а состав часто обновлялся, чтобы не менять каждый раз название коллектива при смене руководителя, всё большая часть ансамблей стали придумывать себе сценические названия. Однако именное руководство сохранялось вплоть до началa 80-х годов 20 века.
Ансамбль Мусатова
В после военное время цыганская отечественная эстрада пополнилась новыми этнографическими направлениями – в неё влились цыганские исполнители крымско-татарских и венгерских цыганских этногрупп, которые принесли с собой новые краски. Так крымчаки славились (и до сих пор) как прекрасные танцоры, венгерские цыгане имеют своеобразную и музыкальную и танцевальную культуру. Новые направления исполнительского творчества существенно обогатили цыганскую эстраду и открыли для истинных поклонников цыганского искусства его новые направления.
В 50-60-х годах прошлого уже столетия на эстрадных подмостках особенно блистали коллективы С. Османова и Б. Вишневского. Оба руководителя – сами прекрасные музыканты и танцоры. Белаш Вишневский запомнился любителям цыганского искусства своей колоритной внешностью по фильмам: «Живой труп», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь». Но больше всего он запомнился истинным почитателям цыганского творчества как основатель ансамбля венгерских цыган. Именно в его коллективе бережно хранились и передавались ныне почти забытые образцы венгерско-цыганского фольклора. Из его рядов вышли такие прекрасные артисты как: Лацы Дашкенти, Янош Шаркози, Дуфуня и Валентина Вишневские, танцовщица Ганга Баталова и многие другие.
Белаш Вишневский (слева) и его коллектив
Надо заметить, что именно венгерские цыгане положили на нашей эстраде начало профессиональному музыкальному исполнительству. Представители именно этих этнических групп: кэлдэрари, ловари, ромунгры – одними из первых стали осваивать высшее музыкальное образование, внедряя его в свою национальную культуру.
Были и раньше профессиональные цыганские музыканты (у нас Михаил Эрденко – знаменитый скрипач), но они играли в основном музыку классическую. Именно венгерские цыгане вынесли народную музыку на широкую эстраду, смело включая в неё разнообразные обработки и современные оранжировки. Среди прославленных имён: П.С. Деметер, В.П. Деметер, Играф Йошка, Георгий Квик, Борис Мелимеров, Пётр Григорьевич Деметр и другие.
Ляля Чорная и цыганский хор «Ромен» Источник
Музыкальное искусство и до сих пор считается одним из самых основных ромских ремесел. Традиции ромской музыки поддерживают и популяризируют не только сотрудники Киевского музыкально-драматического цыганского театра «Романс», но и цыганские ансамбли, например, «Лаутари», «Унг Ромэн» и многие другие. Послушать ромскую музыку можно на Ромском Радио «Chiriklo».
Источник материала http://my.mail.ru/community/gipsyromanses/0296D8B57DC598E1.html