Публикации
Ромские обычаи и традиции: Брак
Помолвка и брак являются большими и радостными событиями для ромов, обозначающие расширения и продолжения рода. По этой причине, они сопровождаются большими празднествами. Брак означает изменение положения супругов в ромском обществе как полноправных членов сообщества. Все ромы ожидают времени, когда могут вступить в брак. Обычаи и ритуалы для помолвки и брака, описанные здесь, являются традиционными и могут отличаться для многих ромских групп по всему миру.
Помолвка
Несмотря на мифы об аморальности ромов, большинство из них придерживаются строгих правил сексуального поведения. Ожидается, обычно, что браки будут происходить в пределах своей ромской общины. Даже относительно ромов с других общин, возможные запреты на браки. Это способ поддержания так называемой чистоты в обществе. Если ромский мужчина женится на неромке (gadjo), его община может в конце концов принять ее, при условии, что она принимает образ ромской жизни. Если женщина же женится на мужчине-нероме, то это сильнее нарушение «кода marimé»; ведь именно женщина является гарантом выживания ромского рода. В случае смешанного брака, большинство ромов считают ребенком ромом, если отец является ромом.
Ромские женщины должны выходить замуж девственницами, и оставаться верными своему мужу до конца своей жизни. Традиционно ромские браки совершаются рано, обычно до 14 лет. Однако жизнь ромов в других странах способствовала тому, что этот возраст значительно повысился и, соответственно, традиция исчезает.
Первым шагом, при намерении жениться, есть выбор невесты. Обычно это делается похожим образом, как и в других общинах. Парень ухаживает за девушкой, и когда молодая пара соглашается жениться, они считаются помолвленными и обмениваются скромными подарками. Конечно, они советуются с родителями, но окончательное решение принимается молодыми людьми.
Многие ромские группы традиционно поддерживают обычай «калыма». Это платеж, осуществленный семьей жениха семье невесты. Это «компенсирует» их потерю дочери и гарантирует, что новая семья будет относиться хорошо к ней, как к своей дочери.
Для многих ромских невест именно родители, а не молодые, организуют брак. С ними могут посоветоваться, но их мысли редко принимаются во внимание при принятии окончательного решения. Для многих ромских групп, это является одним из важнейших обязанностей родителей найти соответствующую жену своему сыну. Они тщательно рассматривают все возможные варианты незамужних женщин в обществе, оценивая их индивидуальные качества.
Через процессы интеграции, которые происходят во многих странах, многие молодые пары выступают против организации тайных помолвок и убегают. Пара, которая решила сбежать, исчезает на определенный промежуток времени. Однако, когда они возвращаются назад, их могли наказать или заставить платить символический штраф.
Семья играет активную роль в брачных формальностях, которые, для неромов, могут показаться длинными и сложными. Во-первых, существуют длительные дискуссии между родителями, в частности, над количеством «Darro», или приданого. Это сумма предназначена для компенсации потенциального заработка «bori» или невестки, которую забирают из своей семьи, чтобы присоединиться к новой.
Внешность является наименее важным фактором при выборе невесты. Потенциальная невеста оценивается по ее качествам, как здоровье, выносливость, сила, склонности, манеры и черты характера. Ее авторитет в обществе, также принимается во внимание.
В этих случаях так называемого периода флирта или ухаживания не существует. Вполне возможно, что будущая пара вряд ли знает друг друга. Обычно в роли посредника есть третья, независимая личность, которая слушает комментарий родителей девочки о возможном согласии на брак их дочери на молодом человеке. Отторжения официального предложения считается позором. Если же переговоры идут в позитивном русле, то отец мужа «вызывает» на разговор отца девушки. Это важная и серьезная встреча. Цель состоит в том, чтобы получить формальное согласие отца девушки, и установить выкуп за невесту.
Обсуждение может быть долгим. Все необходимые качества будущей жены принимаются. Кроме того, отец девушки подсчитывает, сколько его дочь обошлась ему с рождения, так как он фактически отдает ее навсегда из дома. Его же деньги и обучение помогли сделать ее такой, какой она есть. На этих встречах, дискуссии могут стать очень серьезными. Иногда необходимо позвонить друзьям в качестве свидетелей хороших качеств невесты. Они могут выступать за более высокую цену от ее имени, или позвонить другим друзьям в качестве посредников.
«Pliashka»
Когда достигается согласие на счет «цены» невесты, то встреча заканчивается питьем символического бокала вина. Это означает, что человек был официально утвержден в качестве мужа для девушки, в соответствии с согласованными условиями. После официального согласия, по срокам, происходит банкет, который сопровождается ромской музыкой, песнями и танцами. Там находится и невеста. Ее семья часто симулирует большое горе в связи с необходимостью расстаться с дочерью. Семья жениха же может жаловаться на высокую цену невесты. В конце концов, они решают, что цена является справедливой для невесты, которая будет хорошей женой для их сына.
Часто, через несколько дней после этой сделки, происходит церемония под названием «pliashka» или «plotchka». Это событие посещают и друзья, и родственники пары. Символ этого радостного праздника является бутылка вина или коньяка, завернутого в ярко цветной шелковый платок, которую принес на церемонию отец жениха. Традиционно, к бутылке прилагается ожерелье с золотых монет. Свекор, берет ожерелье из монет и надевает его вокруг шеи будущей невесты, и тепло обнимает свою будущую невестку. Ожерелье дает понять всем, что девушка уже не может быть чьей-то другой невестой. Отец жениха пьет из бутылки и передает ее по кругу для гостей. Когда бутылка опустела, он наполняет ее с вином или бренди для питья во время свадьбы.
Брак
Сама свадьба, называется «abiav», в значительной степени является символическим актом, без религиозного значения. Хотя ромы, в соответствии с местными законами и обычаями в странах, в которых они вступают в брак, придерживаются формальностей. Сам по себе тот факт, что два человека согласились жить вместе и заключают брак, является достаточным без формальных вещей. Это не значит, что они не воспринимают брак серьезно. Они просто не верят в важность официальной свадебной церемонии под юрисдикцией церкви или государства.
Есть традиционные, но простые церемонии венчания в обычаях определенных ромских групп. В этих случаях, жених и невеста берутся за руки перед лидером общины, или старшим по возрасту из этой общины, и обещают быть верными друг другу. В некоторых ромов, свадебные обряды проводятся на хлебе. Жених и невеста берут по куску хлеба и капают каплю крови на них. Затем они обмениваются им и едят его. В другом ритуале, молодая пара садятся в окружении своих родственников. Небольшое количество соли и хлеба размещают на коленях невесты. Жених берет хлеб, кладет соль на него, и ест его. Невеста делает то же самое. Объединение соли и хлеба символизирует гармоничное будущее вместе для жениха и невесты.
Радостные праздники празднование брака могут продолжаться в течение нескольких дней. В некоторых ромских группах разжигают открытый огонь, над которым целые свиньи, дичи, курицы, гуси обжариваются. Там можно найти огромные блюда с жареным картофелем и вареной капустой, фаршированной рисом и рубленным мясом, с травами и чесноком. Музыканты играют традиционные ритмические мелодии, все весело танцуют и поют.
Свадебными подарками почти всегда есть деньги. Эти денежные подарки помогут новой паре начать свою новую жизнь вместе уже финансово обеспеченными.
Когда праздник заканчивается, жених отводит свою невесту к себе домой. Семья невесты целует девушку и они плачут, расплетая ее волосы. Это является символом для ее нового семейного положения. Ее новая мать, следовательно свекровь, помогает невесте завязать платок (diklo), знак того, что она является замужней женщиной. Ее больше никто не увидит без этого платка в общественных местах.
Торжества закончились, новая жизнь начинается для пары. Сейчас они считаются полноправными членами общины. Главным изменением для мужчины является то, что теперь он воспринимается по-другому другими женатыми мужчинами. Изменение для женщины более радикальное, так как именно она оставляет свою семью, собирает свои личные вещи, и переезжает к семье мужа. Она фактически подчиняется своей свекрови, которая является главной в доме. Только после рождения первого ребенка, а иногда и после рождения следующих детей, пара имеет право переехать в собственный дом. Так же, после рождения ребенка, они имеют право обращаться друг к другу как «мой муж» и «моя жена». До этого, они обращают только по имени.
Брак для ромов является серьезным обязательством для обеих сторон. Если девушка признана виновной в измене, она должна вернуться к своим родителям. Кроме того, она должна вернуть средства семьи мужа, которые были выплачены. Неверность в браке исторически имела серьезные последствия для жены, включая телесные наказания или приговора «marimé».
Однако и мужчина имеет определенные обязательства перед женой. Если отец девушки чувствует, что с ней жестоко обращаются со стороны мужа или его семьи, то он имеет право забрать ее домой. Во многих случаях это решается без вмешательства ромского суда «kris».
Перевод Ирины Миронюк с источника http://www.reocities.com/Paris/5121/marriage.htm