Публикации
К Международному дню девочек: усиление роли ромской девочки
Ежегодно, начиная с 2012 года, в мире отмечается Международный день девочек. С точки зрения цели этого «празднования», как привлечение внимания на весь перечень проблем с которыми сталкиваются девочки, его трудно назвать «праздником». Как можно назвать праздником день, когда говорится о вопиющем гендерном неравенстве, принудительных ранних и неравных браках, отсутствие доступа к образованию и медицине и, в общем, возможности реализации своих естественных прав? Это не праздник, это день акцентирование внимания на бич общества, который несут на себе 1,1 миллиарда девочек каждый день.
Ежегодно, тема дня 11 октября звучит по-разному. С 2012 году в центр этого дня относились темы от борьбы с детскими браками до введения новаторских подходов в образовании девочек. С точки зрения скорость изменения акцентов, которые ставились в сердце этого дня, можно сделать два противоположных предположения: либо за год проблемы решались, так как переходили к новым целям, или проблемы целом не решались из-за неправильности методологии, с которой подходили к их решению. Несмотря на то, что в этом году этот год проходит под лозунгом «Достижение целей в области защиты прав девочек = достижения глобальных целей» целью которого по данным ООН является сбор достоверной информации о наличии дискриминации в отношении девочек для понимания факторов, которые на нее влияют, то второе предположение есть более вероятным.
И, действительно, если обратиться к реалиям современного общества, проблемы с которыми сталкиваются девочки — нерешенные именно через первоначальную невозможность получить информацию о явлениях дискриминации. Если говорить о всеукраинском контексте, где девочки, в принципе, не сталкиваются со всей палитрой проблем, которые определяются ООН, мы умалчиваем вопрос насилия, гендерного неравенства через принцип «Сор из избы не выносят». Если обратиться к специфике Закарпатской области, а именно размещения в ней большого количества ромского населения, то картина вырисовывается качественно другая.
Проблемы ромской девочки значительно шире и ужасающие, чем проблемы украинских девочек. И проблема здесь не только в том, что информация о дискриминации замалчивается. Как мы уже писали, ромская женщина страдает от двойной, а с точки зрения жизни в ромских поселениях, которые на Закарпатье часто являются изолированными, и от тройной дискриминации. Их проблемы наталкиваются на двойную стену изоляции: первая идет от замалчивания внутри ромской общины, а другая от игнорирования и ромофобского отношения к ним со стороны большинства жителей Украины.
Когда мы видим беременную ромскую девочку, то задаем мы себе вопрос, почему так произошло? Или мы сразу ставим диагноз о ее второсортности? Думаем ли мы о том, чего бы достигла эта девочка, если бы она имела доступ к постоянному образованию и работы в среде, где в ней видят специалистку, а не ромку? Задумывались ли мы о том, что девочка не может посещать школу, потому что ей не известно с детства о факте, что образование — это путь к благополучию? Нет. От матери ей известно, что Украина — это страна стигмы, где даже и не стоит делать нечто большее, ведь ты не будешь больше просто «ромка».
Несправедливо утверждать, что проблемы, с которыми сталкиваются ромские девочки, существуют потому, что в стране царит тотальная ксенофобия и принципы архаического патриархата. Общество это улей под названием «социализация», а семья — это его сота. Да, действительно, модель семьи показывает нам то, как нужно / стоит / возможно действовать в обществе. Работая правозащитниками в ромской громаде уже более 5 лет, мы давно поняли, что работа для усиления прав и возможностей ромской общины должно вестись не только на уровне «сверху». На примере ромской девочки это звучит очень просто. Она с детства видит, что ее мама — это домохозяйка, которая полностью посвящает себя семье и уходу за детьми. Образование же, при этом, отходит на второй, а иногда и на последний план. Когда девочка идет играть с другими девочками во дворе, она видит аналогичную модель поведения. По этому поводу вспоминает представительница ромской общины Ида Смирницькая, мама юристки Ренаты Балог: «Не так легко идти против культуры и системы, сложившейся в течение сотни лет в нашем обществе. В свое время мои родители мне не позволяли получать образование, ведь кому нужна сильная и умная женщина? Готовить кушать и пеленать детей можно без образования. Тогда, я поклялась себе, что мои дети получат образование. Судьба — непредсказуемая вещь. По ее иронии, я родила двух дочерей, которым «грозила» судьба раннего материнства и темноты невежества. Но я должна была сдержать свое слово. Покинув ромский табор, я ежедневно говорила дочерям о важности образования. И сегодня, я счастливая видеть своих независимых, сознательных и образованных дочерей. В этот день я хочу сказать, что порочный круг разорвать можно — стоит только понимать ценность наших детей. От нас мам, в первую очередь, зависит благосостояние наших дочерей».
Счастливая мама Ида со своей самой большой гордостью.
Для ромской общины, традиционно авторитетом является семья и община. Девочка, даже учась в школе, должна возвращаться в общество и семью, где ее стремление всячески поддерживаются. Поэтому лозунгом, под которым этот день, 11 октября, будет проводить команда нашего фонда является «Сознательная мама-сознательная девочка». Именно поэтому, сотрудники нашей организации разработали серию тренингов и семинаров для ромских женщин по вопросам усиления их потенциала. Сегодня мы анонсируем о проведении уроков неформального образования для ромских женщин, плоды которых будут пожинать не только они, но и их дети в частности, и украинское общество в целом.
Нашей задачей является создание условий для счастливого детства ромских девочек, и стабильного будущего, которое они будут самостоятельно выбирать: быть домохозяйками или врачами. В любом случае они должны самостоятельно и сознательно выбрать свой путь, который они будут проходить счастливо, а не под давлением дискриминации.
Ирина Миронюк,
Правозащитный фонд «Развитие»